Общие рекомендации на адаптационный период

[ A+ ] /[ A- ]

Итак, начнем. Скоро нашим деткам предстоит впервые в жизни выйти в люди. Безусловно, это стресс. И для малыша, и для мамочек. Давайте думать, как сделать процесс адаптации к новым, не всегда комфортным для малыша условиям менее слезо- и нервозатратным. Подключим логику. Почему малыш плохо адаптируется?

Адаптация — процесс приспосабливания к изменяющимся условиям внешней среды. Это знают все. Вполне понятно, что чем сильнее качественно и количественно эти изменения проявляются, тем сложнее будет процесс адаптации. И мы с вами не в силах нивелировать различия условий воспитания дома и в ДС, но кое-что мы можем сделать уже сейчас, за полгода до часа Х.

Для успешной адаптации необходимо, чтобы

А) знакомство с режимом и меню ДС не оказалось неприятной неожиданностью для ребенка;

Б) ребенок был в курсе, что на свете существуют другие дети и имел минимальные навыки взаимодействия со сверстниками;

В) малыш мог себя сам обслуживать на бытовом уровне, желательно, чтобы он был знаком не по наслышке со столовыми приборами (достаточно ложки), средствами индивидуальной гигиены (раскройте секреты использования салфетки и носового платка), мог сам или с небольшой помощью взрослого одеваться и раздеваться, и конечно же до поступления в ДС очень желательно решить проблему с горшком;

Г) было бы совсем не плохо, если бы ребеночек уже мог донести до взрослого свои желания (речевые навыки помогут детке чувствовать себя увереннее, а когда тебя никто не понимает, это очень тяжело и только усугубляет и без того сложную ситуацию, в которой ребенок оказался).

По поводу режима.

Давайте разберемся, что такое режим. Это установленный порядок жизни (работы, питания, отдыха, сна). Если говорить о режиме применительно к ДС, то это, прежде всего, чередование режимных процессов, расположенное определенным образом во времени. Вот так выглядит режим дня в МБДОУ № 9:

Режим дня (холодный период года)

Режимные моменты

1-я младшая группа

Прием детей, игры, дежурство, индивидуальная работа с детьми 

6.00-8.00

Утренняя гимнастика

7.45-7.55

Подготовка к завтраку, завтрак

7.55-8.30

Самостоятельная деятельность, игры

8.30 — 9.00

  Организованная  образовательная деятельность

9.00 – 9.30

Совместная и самостоятельная деятельность, игры

9.30-10.00

Подготовка ко второму завтраку. Второй  завтрак

10.00-10.10

Подготовка к прогулке, прогулка,  возвращение с прогулки 

10.10 -11.25

Подготовка к обеду,  обед

11.25-12.15

Подготовка ко сну, дневной сон.

12.15-14.50

Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры

14.50-15.05

Игры, самостоятельная  деятельность детей

15.05-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.55

Игры, совместная и  самостоятельная деятельность

15.55- 16.30

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

16.30-18.00 

Режим дня (теплый период года)

 

Режимные моменты

1-я младшая группа

Прием детей на улице, игры, дежурство, индивидуальная работа с детьми

6.00-8.00

Утренняя гимнастика

7.40-7.50

Подготовка к завтраку, завтрак

7.50-8.30

Самостоятельная деятельность, игры

8.30 — 9.00

Подготовка к прогулке, прогулкаОрганизованная  образовательная деятельность

9.00 -11.15

            9.00- 9.10

Второй  завтрак (сок на улице)

10.00-10.10

Возвращение с прогулки, водные процедуры

11.15-11.35

Подготовка к обеду,  обед

11.35-12.15

Подготовка ко сну, дневной сон.

12.15-15.15

Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры

15.15-15.30

Игры,  самостоятельная  деятельность

15.30-15.50

Подготовка к полднику, полдник

15.50- 16.20

Подготовка к прогулке, прогулка,Игры,  самостоятельная и совместная деятельность; уход детей домой

16.20-18.00

 Итак,  режим известен (лучше всего за три месяца узнать точные временные параметры), но это не значит, что мы тут же бросаемся вставать в 7 часов утра, ломая ребенку «неправильный» с точки зрения ДС распорядок и наживая себе головную боль и хронический недосып. Наша первая и наиглавнейшая задача — привести в соответствие именно режимные моменты, их очередность. Как только мы совместим эти два режима (Ваш и садовский) процессуально (наладится определенная сменяемость видов деятельности), так сразу можно приступать к смещению по времени. Делать это будем постепенно. Достаточно еженедельно (по понедельникам, к примеру) сдвигать утреннее пробуждение на 10-15 минут. Главное в этом деле — настойчивость и систематичность. Желательно, чтобы за три-четыре недели до начала посещения группы режим устоялся с погрешностью в полчаса максимум. Тогда можно считать задачу выполненной.

 Согласитесь, тащить невыспавшееся дитя в незнакомое ему место, с толпой орущих детей, к незнакомой тёте, которая будет кормить его незнакомой едой, зачем-то укладывать спать…. И , о ужас!, мама ушла…а-а-а-а… С точки зрения малыша – форменное предательство и издевательство над его персоной!

Навыки самообслуживания, приобретенные малышом к моменту поступления в ДОУ – основное условие успешной адаптации (успешной, т.е. более краткосрочной и менее слёзозатратной для ребенка и нервозатратной для родителей). Учите ребёнка самостоятельности. Малыш не должен чувствовать себя беспомощным в ваше отсутствие.

Вопрос от родителей: У меня тогда такой вопрос. Вот чтобы встать раньше, мы тогда заводим будильник? Да? Дальше, бывает так, что даже не спавший днем, ребенок никак не укладывается вечером. Может заснуть даже позже обычного…

Правильно ли в этом случае, все-равно будить его по будильнику? В независимости от времени засыпания…

И как правильно будить ребенка, который не выспался и не хочет вставать?

 Ответ: Вся фишка в том, что если ребенок встал утром раньше положенного, то нужно постараться не дать ему доспать эти 15 минут днём. Тогда, скорее всего, вечером малыш уснёт раньше и на следующее утро ему легче дадутся эти 15 минут недосыпа. За неделю барьер в 15 минут преодолеть можно. Проверено. Поэтому — да, надо будить, даже если ему не очень хочется вставать. Главное делать это мягко, но настойчиво. Можно придумать какой-нибудь приятный ритуал пробуждения. Моему, например, очень нравится, когда ему пяточки покусывают легонько. Потом обязательный массажик на три минутки. И — ура! — ребенок встал в хорошем настроении. Ищите подход к своему детёнышу.

Совсем другое дело, если у ребенка вообще нет никакого режима. Вне зависимости от причин такого положения вещей (оплошность родителей или индивидуальные особенности ребенка), здесь исключительно индивидуально надо подходить к ситуации. Искать варианты, пробовать. Об этом чуть позже. Если интересующиеся такой проблемой найдутся.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *